На днях мне попалась на глаза статья автора Лорелея «Комплекс Попелюшки». Главная ее идея в том, что мамы с детства втолковывают маленьким девочкам, что они – Золушки и принцессы, а из-за этого девочки вырастают несчастными – ведь всю жизнь они ищут/ждут принцев на белых конях, отталкивая от себя обычных парней. Эта идея до сих пор не укладывается у меня в голове. Да и не уложиться, потому что я на этот счет принципиально другого мнения, да и статья Лорелеи поверхностная, бездоказательная, без связи с первоисточниками, а потому - неубедительная.
Как важно быть принцессой!
Я предлагаю не заниматься голословием по поводу Золушек и принцесс, а взять в руки сказки, доступные в наших магазинах, на которых выросли мы сами и которые сейчас читаем уже нашим детям – и посмотреть, чему же на самом деле эти сказки учат и какие качества воспитывают!
Рассматривая сказочных принцесс (в число которых я включаю царевн (русский вариант) и тех героинь, которые от рождения принцессами не были), я по возможности обращу внимание на их личные качества, внутренний мир и отношение к себе, их отношение к внешнему миру, а также отношение внешнего мира к ним, как обратную связь.
Образ принцессы
Начну со «Спящей красавицы» (Ш.Перро), поскольку эта сказка дает довольно емкую и комплексную характеристику принцессы. К маленькой принцессе на крестины пришли феи и наделили девочку «чудесными дарами», а точнее – личными качествами:
- чтобы принцесса была прекрасней всех на свете;
- чтобы у нее было нежное и доброе сердце;
- чтобы каждое ее движение вызывало восторг;
- чтобы принцесса превосходно танцевала;
- чтобы пела, как соловей;
- чтобы играла на всех музыкальных инструментах.
Сразу видим ключевые установки для девочек: следить за своим внешним видом, подчеркивать свою красоту, уметь держаться на людях, красиво двигаться, воспитывать в себе те душевные качества, которые здесь емко названы «нежное и доброе сердце», стремиться к прекрасному. Прелесть еще и в том, что если девочка будет в комплексе воспитывать в себе эти качества и становиться лучшей, она обретет уверенность в себе, которой очень не хватает многим женщинам. Хочется отметить, что все перечисленные качества образуют – женственность, обустраивают внутренний мир принцессы – и именно за этой внутренней и внешней красотой женщины-принцессы в реальной взрослой жизни будут охотиться мужчины.
|
|
Но принцесса – это не только женственность, сказки воспитывают и другие важные качества в женщине. Например, ответственно относится к своим обещаниям. В «Железном Генрихе» (Братья Гримм) принцесса уронила в колодец золотой мячик, и лягушонку, который согласился его достать, наобещала, что будет с ним играть, разрешит сидеть с ней за ее столом, есть из ее золотой тарелочки, пить из ее золотой чашечки и спать в ее кроватке. Узнаете современную девушку? К своему обещанию она относилась не серьезно (лягушонок-то был ей противен) и исполнять его не собиралась. А пришлось!
Сказка «Гном-Тихогром» (Братья Гримм) учит не приукрашать действительность: называешь хорошее рукоделье «умением из соломы прясть золотую пряжу» - иди во дворец и пряди.
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван-царевич забирает сорочку Василисы, когда та, перекинувшись с голубки в девушку, беззаботно купалась в озере с сестрицами. Обнаружив пропажу, девушка говорит сестрицам: «Полетайте домой, я сама виновата – недосмотрела, сама и отвечать буду». Здесь видим еще и установочку на осторожность и предусмотрительность. Мужчины-то разные бывают и на разные «выдумки» способны, чтобы девушкой завладеть. Девушка должна об этом помнить.
В этой же сказке звучит и первый отрезвляющий звоночек:
- Подожди меня в этом лесочке, - говорит царевич Василисе Премудрой, - я пойду, доложусь отцу, матери.
- Ты меня забудешь, Иван-царевич!
- Нет, не забуду…
И таки забыл.
Есть еще одно качество, которое, на мой взгляд, очень важно в жизни современной женщины – чувствительность к дискомфорту и, как более широкая характеристика – умение любить и ценить себя. Сколько таких случаев, когда женщину не устраивают какие-то мелочи, которые портят ей жизнь изо дня в день, но она их терпит годами, потому что это – мелочи. У принцессы другое отношение к дискомфорту – если под двенадцатью тюфяками лежит горошина, она это почувствует («Принцесса на горошине»). Принцесса не хочет мириться с дискомфортом, она постарается устранить раздражитель.
|
Многоговорящая реклама: принцесса воспитывается с детства. |
Раз уж я зацепилась за умение любить и ценить себя, то стоит сказать и о принцессах из сказки «Стоптанные башмачки», которые с наступлением ночи, приспав караулящего солдата, тут же открыли шкафы и шкатулки, «достали роскошные платья, стали перед зеркалами прихорашиваться и прыгать на радостях, что скоро смогут они снова танцевать». Ах! Не охмурять кавалеров, а просто танцевать.
Отдельно стоит сказать о персонажах, которые стали принцессами не сразу (Золушке, дочке мельника из «Гром-Тихогром», Василисе Прекрасной, которая жила у бабы Яги, царевне-лягушке и др.) – все они добились успеха благодаря трудолюбию и доброму сердцу. И не было в их историях карьеризма и топтания по головам, жажды богатства, охоты на принцев, их покорного выжидания или «отсеивания не-принцев». Эти девушки жили своей обычной жизнью, но принца они были достойны.
Золушка же – это настолько богатый и ценный образ, что на нем стоит остановиться детальней. Вспомните: Золушка превосходила своих сестер и красотой, и добротой, к тому же у нее был прекрасный вкус в одежде, который сестры нехотя ценили. Она давала сестрам перед балом «мудрые советы» (цитата из текста), причесала и разодела их красиво и совершенно не завистливо. Да, она – как и все – хотела побывать на балу. И возможность попасть на бал, несмотря на все ее заслуги, не досталась ей даром – пришлось и тыкву принести с огорода, и мышей с ящерицами и крысой отыскать. И то ей были выставлены временные рамки – чтоб не расслаблялась и держала себя под контролем. На балу же оказалось, что она прекрасно умеет танцевать! Все эти нюансы очень важны! Кстати, Золушка не «метила» на принца. Она была настолько привлекательной, что сама его заинтересовала. К тому же, приехав на бал, она сохранила свою идентичность, ей даже в голову не пришло подражать другим дамам, она была собой.
Когда говорят, что Золушке, этой чернорабочей замурзанной девушке, неимоверно повезло с помощью волшебства стать принцессой, я думаю, что это не совсем верно. Золушка задолго до бала обладала теми основными качествами, которыми феи наделили маленькую принцессу в «Спящей красавице». Золушка и была принцессой!
Отдельно стоит подчеркнуть еще одну важную поучительность «Золушки» - готовность к своему первому балу. Любая девочка должна осознавать, что она попадет на бал – будь то школьный выпускной, вечеринка в кругу малознакомых, но важных людей или что-то еще. И когда девочка заранее об этом знает, она интересуется и впитывает в себя информацию о том, как эти балы проходят, как себя на них держать, чтобы не только не выглядеть глупо, но и достойно себя представить.
Вот у нас и вырисовался образ принцессы, сформированный сказками. Образ уверенной в себе девушки, обладающей красотой внешней и внутренней, наученной на ошибках, осторожной и рассудительной. Принцесса и Золушка – это даже не столько отношение к другим людям (это вторично), сколько формирование себя и особенно – своего внутреннего мира! Вы все еще думаете, что без феи или неожиданного приезда принца она пропадет в одиночестве?
Я понимаю, что у кого-то принцесса может ассоциироваться с самовлюбленным существом, но… Все капризные, жадные или наделенные другими негативными качествами принцессы в сказках под влиянием жизненных обстоятельств исправлялись, что немаловажно.
Кстати, хочу зацитировать один показательный и очень современный момент (в качестве обратной связи) из сказки «Принцесса на горошине»:
«Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел. Принцесс было сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-то не хватало». Под настоящей принцессой подразумевается не та, которая титулована, а, очевидно, та, которая обладает личностными характеристиками принцессы.
А когда в «Золушке» «принц поднял туфельку и до конца бала сидел и смотрел на нее», читатель понимает, что не внешней красотой Золушка вызвала у принца столь чувственную реакцию.
А принц-то кто?
Да и принцы достаются нашим принцессам тоже не любые.
К примеру, в сказке «Золотая птица» принцев-братьев было аж три. И все они поочередно пошли искать золотую птицу. Но первые два осели в харчевне, где пели и танцевали, прогуляли все свое богатство, совершили разные преступления и попали в тюрьму. А золотую птицу, и по стечению обстоятельств – золотого коня и принцессу отыскал третий.
В «Стоптанных башмачках» всех приезжих принцев, желавших раскрыть тайну, где принцессы танцуют по ночам, что у них каждое утро стоптаны башмачки, и за это жениться – вечером угощали вином, чтобы приспать бдительность. Все принцы на этом спалились, и только простой солдат отказался от вина и разгадал тайну.
Ивану-царевичу из сказки «Королевич и его дядька» пришлось поработать лакеем, пастухом и поваром, так что он не был богатым бездельником. Вообще русские (успешные) царевичи отличаются простотой и добродушием.
На страницах некоторых сказок показаны и весьма привлекательные взаимоотношения принца с принцессой «до их любви».
Например в «Королевич и его дядька» Иван-царевич (будучи в образе повара) взялся бороться со змеем ради царевны, на которую не имел никаких шансов. «На том бою ранили Ивана-царевича в руку; он повернул коня и прямо наехал на царскую карету. Царевна сняла с себя шаль, разорвала пополам и половинкой завязала ему руку». Такие вот обоюдные бескорыстные поступки.
Но более душевно и трогательно показаны долюбовные отношения царевны-Лебедь и князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» А.Пушкина, хоть там тоже имеет место бескорыстная помощь друг другу, но сам диалог стоит зацитировать:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Сколько душевности в этих словах! Царевна – внимательна и чувствительна, ей не безразлично душевное состояние князя, она сама инициирует этот диалог – а князь в свою очередь ей доверяет и открывается. Затем Лебедь оказывает ему волшебную помощь…
Или вот еще одна речь Лебеди:
«Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
|
М.Врубель, Царевна-Лебедь, 1900 г. |
Как видим, (за исключением тех, кому в сказке приходится исправляться, но в этом есть свои плюсы, или тех, чьи образы попросту не выписаны) и принцы, и принцессы – духовно богатые и требовательные к себе люди, для которых важен внутренний мир свой и спутника, и при этом они не нацелены на богатства и королевства.
Поэтому для меня дико слышать, что если девочку в детстве сравнивать с принцессой или Золушкой, она будет до конца своих дней перебирать мужчинами в поисках принца. Для принцессы принцем будет тот человек, с которым они найдут гармонию и любовь в силу своих моральных качеств, а впитав в себя качества и мировоззрение сказочных принцесс – найти свое счастье гораздо проще.
Если же девушка ничего не делает для самоусовершенствования, если она перебирает мужчинами в поисках богатой комфортной жизни не важно с каким чуваком – извините, но это не принцесса. Да и подстаревающий дядька с деньгами, готовый ее купить, или богатенький сыночек, снимающий девочек в каких-то барах – тоже не принц. И если такие персонажи встречаются нам в жизни, то свою «житейскую мудрость» они, вероятно, почерпнули – из каких-то других «сказок».
П.с. Кстати, была одна принцесса, которая перебирала женихами. «Она была необычайно красивая, но притом такая гордая и надменная, что ни один из женихов не казался для нее достаточно хорош». Всех королей, герцогов, князей, графов, баронов и дворян она высмеяла и им отказала. Тогда отец отдал ее замуж за нищего. Принцессе пришлось жить в бедном домишке, разводить огонь, готовить обед, плести корзины, прясть пряжу, продавать горшки. У нее ничего не получалось и она каждый раз выслушивала от мужа, какая она бестолковая и как семье нужны деньги, чтобы питаться. Тогда пришлось ей стать судомойкой при чужом королевском дворце – помогать повару и исполнять самую черную работу. Она привязывала к своей сумке две мисочки и приносила в них домой то, что доставалось ей на долю от объедков – тем они с мужем и питались. Так-то. Но потом у принцессы все было хорошо. («Король Дроздобород», братья Гримм).
Так что читайте своим детям сказки о принцах и принцессах, и обязательно – о Золушке!
п.п.с. Образ принцессы - сборный, потому что девочке не зачитывают одну и ту же сказку до дыр, а читают разные сказки.
п.п.п.с. В статье отображено мое личное видение мудрости сказок.
|